Колечко золотое, букет из алых роз

Колечко золотое, букет из алых роз

В овраге

Фильм снят по мотивам повести известного русского классика Антона Чехова В овраге. Автор, как известно, многоплановый, а от того и экранизировать его произведения дело достаточно сложное. Колечко золотое скорее артхаусное кино, которое и имеет своего узкого вдумчивого зрителя. От того картина получилась явно некоммерческая, без участия ярких звёзд и до широкой аудитории творение режиссёра Дмитрия Долинина так и не дошло.

Немного о сюжете: Анисим, старший сын зажиточного мещанина Григория Цыбукина, берёт в жёны бедную девушку Липу. Вскоре, впрочем, он покидает отчий дом и свою супругу. Старик не нарадуется миловидной и тихой невестке, которая подарила ему долгожданного внука наследника. Но алчная и коварная красавица Аксинья, бездетная жена его младшего сына Степана, невзлюбила Липочку и её маленького мальчика ведь теперь всё наследство Григория Цыбукина перейдёт к сыну Липы.

Повествование в картине развивается очень медленно, кажется, съёмочная группа больше акцентирует внимание на повседневной, обыденной стороне жизни, буквально расставляя всё по полочкам, что не оставляет зрителю места для творческого воображения.

Из актёров, в первую очередь, хотелось бы отметить игру Елены Кориковой, из-за которой, честно говоря, я и обратил внимание на этот фильм. Молодая актриса, тогда ещё студентка ВГИКа начала сниматься достаточно рано, так что роль невестки Липы не первая в её творческой карьере на то время. Впрочем, она здесь особо не блистала: всё дело в том, что в отличие от экранизации, в рассказе А. Чехова, тихой и испуганной героине Елены Кориковой уделено совсем немного внимания. Дмитрий Долинин сценарий доработал, значительно расширив и углубив образ Липы в фильме. Поскольку слов в сценарии оказалось не так много (первые фразы она и вовсе произносит после более чем получаса. картины) раскрывать персонаж пришлось в действиях и манере поведения её героини, что уже само по себе возлагает на неё большую ответственность. На мой взгляд, со своей задачей Елена Корикова справилась. Одновременно с данным фильмом актриса снималась в другой экранизации классики Барышне-крестьянке по повести А. С. Пушкина, принёсшей Е. Кориковой настоящую огромную популярность. Интересно, что в обеих картинах она могла не сняться. Изначально актриса была вынуждена отказаться от съемок в этих фильмах, поскольку ждала ребёнка. Но по счастливому для Кориковой стечению обстоятельств съёмки обоих фильмов были перенесены на более поздний срок, и она с блеском сыграла в обеих картинах. Причём к работе молодая мама приступила уже на восьмой день после родов.

Крупным планом в Колечке золотом подан и другой персонаж Степан младший сын старика (в исполнении С. Юшкевича). В рассказе его роль, как и Липы, небольшая. У Долинина Степан не глухой, а немой. По ночам он читает книжки и пишет стихи, которые прячет за портрет Бетховена. Липа и Степан нищие духом, блаженные. Не случайно они чувствуют влечение друг к другу и не случайно оба оказываются жертвами овражьих законов.

Колечко золотое, букет из алых роз явно проецирует события чеховского рассказа на современную ситуацию, ведь эпоха лихих девяностых также ставила людей в весьма неоднозначные обстоятельства, заставляла раскрыть их истинное лицо и характер.

Фильм имеет несколько наград:

Призы жюри За верность русской классической литературе (режиссёр Д. Долинин), (актёры Е. Корикова и С. Юшкевич),

приз кинопрессы кинофестиваля Литература и кино-96 (Гатчина).